8 800 222 0123 (4)

Горячая линия

Требования к обороту навоза и помета: что изменилось и какая ответственность предусмотрена

27 августа 2025

В соответствие действующим нормам законодательства по решению сельхозтоваропроизводителя, осуществляющего деятельность в отрасли животноводства, навоз и помет необходимо оформить в качестве побочных продуктов животноводства (далее — ППЖ), отходов производства и потребления, побочных продуктов производства (далее — ППП) или агрохимикатов.

В случае, если собственник никак не оформил образующийся у него навоз и помет, они по умолчанию относятся к отходам и подпадают под регулирование Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (поднадзорно Росприроднадзору и органам исполнительной власти субъектов РФ).

Законодательство об отходах производства и потребления обязывает аграриев оформлять паспорта отходов, нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, лицензии на обращение с отходами, проводить государственную экологическую экспертизу технологии утилизации отходов, регистрировать навозохранилища в качестве объектов размещения отходов в государственном реестре объектов размещения отходов и вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду за образующиеся отходы (внесение навоза и помета в статусе отходов в почву не допускается).

Выбор регулирования обращения с навозом и пометом в соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. № 248-ФЗ «О побочных продуктах животноводства» реализуется посредством ежегодного направления уведомления в территориальное управление Россельхознадзора (по месту образования ППЖ), которым и осуществляется надзор за выполнением требований по обращению с ППЖ.

При отнесении навоза и помета к ППЖ, их использование предусмотрено только путем внесения (в обработанном, переработанном виде) в почву для обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения (допускается без регистрации ППЖ в Государственном каталоге в качестве агрохимиката). При этом необходимо соблюдать обязательные правила обращения с ППЖ и нормативы содержания в обработанных, переработанных ППЖ токсичных элементов, пестицидов, патогенных и болезнетворных микроорганизмов и паразитов.

Напомним, что за нарушение требований к обращению с ППЖ теперь предусмотрена административная ответственность. Законом установлена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а также порчу земель в результате нарушения требований к обращению ППЖ при их использовании (ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ).

Кроме того, ст. 10.8.1 КоАП РФ, установлена административная ответственность за несоблюдение требований к обращению ППЖ при их хранении, транспортировке, обработке, переработке и реализации. За совершение указанных правонарушений предусмотрен штраф в размере от 30 до 350 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (рассмотрение таких дел подведомственно органам, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор).

Предусматривается также административная ответственность за повторное нарушение требований к обращению с ППЖ, а также за причинение вреда здоровью людей и окружающей среде.

Дополнительная информация о ППЖ размещена на официальных сайтах Минсельхоза России и Россельхознадзора.

Ссылка на первоисточник